“Есть несколько способов разбивать сады:

лучший из них – поручить это дело садовнику”

Карел Чапек

Режим работы: с 9:00 до 18:00
поделитьсяв соц. сетях

Досудебное урегулирование споров

Досудебное урегулирование споров – это закрепление в законе или договоре условий, при которых одна сторона спора может послать другой претензию и установить сроки для ответа на нее. Подобная процедура позволяет решить проблему в рамках закона, не затрачивая много времени и средств на судебные тяжбы.

Для разрешения споров не всегда нужно идти в суд.

Досудебное урегулирование гражданских споров

Как правило, гражданские споры возникают в ситуации, когда одна из сторон нанесла другой материальный ущерб. В случаях, когда между сторонами был заключен договор или соглашение, в котором прописаны спорные ситуации, подавать заявление в суд не обязательно.

Часто, спорные ситуации решаются в претензионном порядке в случаях, когда одна сторона оказывала другой определенные услуги за плату или передавала имущество. Например, при расторжении договора аренды, порядок досудебного урегулирования является обязательным.

Порядок претензионного решения гражданских вопросов может быть различным. Однако, при решении хозяйственных споров, например, есть 2 общих момента:

  • кредитор предъявляет претензию должнику;
  • должник должен дать ответ на предъявленную претензию в установленные сроки.

В случаях составления гражданско-правовых договоров, рекомендуется предусмотреть пункт о досудебном урегулировании возможных споров.

Досудебное урегулирование трудовых споров

По трудовому законодательству РФ трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные. Порядок рассмотрения претензий при этом отличается.

Коллективный трудовой спор возникает между всеми или частью работников и руководителем. Индивидуальный трудовой спор – это возникновение между работником и работодателем разногласий по вопросам применения закона и других нормативных актов.

Индивидуальный трудовой спор урегулируется в досудебном порядке с помощью органа по трудовым вопросам. Таким органом может выступать трудовая комиссия, которая собирается в равных долях из представителей руководства и работников. В случае обнаружения нарушения своих прав, работник может обратиться в трудовую комиссию в течении 3 месяцев и потребовать досудебного урегулирования спора, где в течении 10 календарных дней он будет рассмотрен

Разрешение коллективных трудовых споров в досудебном порядке состоит из нескольких этапов:

  • рассмотрение дела в примирительной комиссии;
  • рассмотрение спора с участием посредника
  • рассмотрение спора в трудовом арбитраже.

При этом ни одна из сторон спора не вправе уклоняться от участия в примирительных мероприятиях. Комиссия создается из участников коллективного спора в равных долях, руководитель обязан предоставить все условия для ее работы. Создание примирительной комиссии проходит в течении 3 дней, а претензия рассматривается в течении 5 дней.

Коллективные трудовые споры решаются в несколько этапов.

После приглашения посредника, в течение 7 рабочих дней рассматривается претензия и принимается согласованное решение в письменной форме, либо составляется протокол разногласий. Если посредник не смог примерить стороны, то в разрешении спора принимает участие трудовой арбитраж. Это временный орган для решения коллективного трудового спора, который создается в течение 3 рабочих дней и за 5 рабочих дней со дня основания рассматривает претензию. Трудовой арбитраж выносит письменные рекомендации по урегулированию спора между сторонами.

Досудебное урегулирование налоговых споров

Налоговые споры относятся к разряду публичных отношений, поскольку одной из сторон выступает государство. Инициаторами споров между налоговыми органами и налогоплательщиками могут выступать и те и другие. Порядок досудебного урегулирования налоговых споров прост и понятен.

Чаще всего, споры возникают на фоне требований оплатить налог или их обжалования. Поэтому в налоговых спорах широко применяется досудебный порядок урегулирования споров.

Законом предлагается налоговым органам перед обращением в суд предъявить налогоплательщику требование добровольно уплатить сумму санкций. Для налогоплательщиков существует возможность подать жалобу на действия или бездействие налоговых органов в вышестоящие органы (либо вышестоящему должностному лицу).

Налоговые споры обычно довольно просто решаются в досудебном порядке.

Сроки подачи жалобы налогоплательщиком схожи со сроками при трудовых спорах. Претензия подается в течение 3 месяцев с момента обнаружения нарушения прав. После рассмотрения жалобы, налоговые органы в течение 1 месяца принимают одно из следующих решений:

  • изменить решение или вынести новое;
  • отменить решение и прекратить производство по делу;
  • отменить оспариваемый акт и назначить проверку;
  • оставить жалобу без удовлетворения.

Как же разобраться в тонкостях порядка досудебного урегулирования споров?

Даже если разрешение конфликта не потребует обращения в суд и осуществимо в досудебном порядке, возникает множество вопросов о правилах составления и подачи претензии. Разобраться во всех юридических тонкостях подчас очень сложно.

Чтобы сэкономить время, а так же избежать возможных ошибок, можно обратиться к помощи специалистов. Профессиональный подход к рассмотрению спорной ситуации поможет не упустить важные нюансы. В результате, решить проблему получится быстро и максимально эффективно.

Задать вопрос